Позиции в игре
Фирмы (Ф) – конкурентные производители однотипных услуг. Потребители (население) тратят каждый месяц по 10 рублей на услуги фирм. Фирмы могут пропорционально увеличить свою долю потребителей, а, следовательно, и доходы, открывая дополнительные филиалы, увеличивая квалификацию и оплату персонала, используя Интернет-ресурсы (I-trading) и рекламные акции. Фирмы могут увеличивать и % предоставляемых потребителям скидок.
Банки (Б) – финансовые институты, получающие прибыль, в общем случае, от более дорогого размещения в виде кредитов денежных средств получаемых от населения в виде депозитов. Потребители (население) тратят каждый месяц по 3 рубля на банковские вклады. Банки могут пропорционально увеличить свою долю вкладчиков, а, следовательно, и сумму потенциальных кредитов, открывая дополнительные филиалы, увеличивая квалификацию и оплату персонала, используя Интернет-ресурсы (I-trading) и рекламные акции. Банки могут увеличивать и ставку по своим депозитам. После каждого периода порядка 20% вкладчиков забирают свои вклады.
Допущения в игре
Каждые 5 минут торговой сессии – 1 месяц реального времени. Таким образом, каждые 5 минут на счет команд начисляются сумма наличных денег от реализованных услуг и привлеченных депозитов.
Инфляция составляет 1% в месяц. Дорожает все – и недвижимость, и услуги по обучению персонала, и стоимость Интернет ресурсов и рекламных акций. Соответственно растут и расходы населения на услуги фирм.
Инструменты конкурентной борьбы имеют различную степень влияния на население:
Инструмент | Влияние инструмента на прирост доли рынка |
Открытие нового филиала | 26% |
Увеличение оплаты персонала | 13% |
Создание интернет-ресурса | 6% |
Проведение рекламной акции | 3% |
Увеличение скидки/ставки по депозиту | 52% |
Кредиты на развитие
Кредитные ресурсы «на развитие» можно получить у банков. Банки должны как можно более выгодно разместить денежные средства населения, не забывая при этом, что если величина заявок от фирм на кредиты превосходят их банковские вклады, то банки должны будут прибегнуть к межбанковскому кредитованию.
Если у заемщика нет наличных средств, чтобы погасить кредит, он может продать тот или иной «инструмент», например, снизить зарплату своему персоналу, если он ее раньше повышал. Но нельзя «продать» то, что не «покупалось». «Продать» можно лишь по цене покупки, а не по последней цене (которая рассчитывается с учетом ежемесячной инфляции).
Компьютер не будет отслеживать задолженность по кредитам – учет по кредитам должны обеспечить сами команды. При просрочке платежа банки могут пойти либо на отсрочку платежа по кредиту, либо на требование штрафных санкций (пропорционально месячным платежам). В отдельных случаях, при наличии досудебной попытки разрешения спора, дело о невыплате кредита может быть рассмотрено в суде.
Экран игры
В верхней части экрана выводятся название сессии, номер периода, время до конца текущей сессии и текущий месяц. Ниже приводятся цены на инструменты для банков и фирм.
Слева идут номера и количество наличных денежных средств банков, справа – аналогично для фирм.
В середине экрана отображаются операции команд с указанием номера операции, результата и стоимости операции.